Анализ музыкальных способностей дошкольников 

 Музыкальный руководитель Деянова О.А. 

 

Вторая младшая группа. 

На начало года в группе 21 человек, все дети принимали участие. 

Ладовое чувство: 

  • высокий уровень-0% 
  • средний уровень-30% 
  • низкий уровень-70% 

Музыкально-слуховое представление: 

  • высокий уровень-0% 
  • средний уровень-35% 
  • низкий уровень-65% 

Чувство ритма: 

  • высокий уровень-0% 
  • средний уровень-40% 
  • низкий уровень-60 

 Средняя группа. 

В группе 25 человек, в анализе принимали 18 детей. 

Ладовое чувство: 

  • высокий уровень-0% 
  • средний уровень-45% 
  • низкий уровень-55% 

Музыкально-слуховое представление: 

  • высокий уровень-2% 
  • средний уровень-40% 
  • низкий уровень-58% 

Чувство ритма: 

  • высокий уровень-0% 
  • средний уровень-44% 
  • низкий уровень-56% 

 Старшая группа 

По списку 28 человек, протестировано -25 человек 

Ладовое чувство: 

  • высокий уровень-5% 
  • средний уровень-55% 
  • низкий уровень-40% 

Музыкально-слуховое представление: 

  • высокий уровень-15% 
  • средний уровень-45% 
  • низкий уровень-40% 

Чувство ритма: 

  • высокий уровень-12% 
  •  средний уровень-48% 
  • низкий уровень-40% 

Подготовительная группа. 

Из 29 человек по списку, в анализе 27. 

Ладовое чувство: 

  • высокий уровень-15% 
  • средний уровень-45% 
  • низкий уровень-40% 

Музыкально-слуховое представление: 

  • высокий уровень-15% 
  • средний уровень-35% 
  • низкий уровень-50% 

Чувство ритма: 

  • высокий уровень-10% 
  • средний уровень-50% 
  • низкий уровень-40%. 

Данные диагностики показывают, что в начале года у детей есть определенные затруднения. Необходимо выстроить работу с учетом данной диагностики с целью повышения уровня овладения детьми музыкально-ритмических и ритмопластических навыков. Путем интеграции различных видов музыкальной деятельности можно добиться высоких положительных результатов.

 

 

Активизация словарного запаса детей посредством музыкальных занятий.

 

        В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из «способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.Связь музыки и речи очевидна: Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. (Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.)Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально. Слушание музыки, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.Рассмотрим подробнее разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей. 

  • Слушание музыки.Слушание безусловно формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке. 
  • Пение.Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.Еще одно эксклюзивное преимущество песен: в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех, кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии. 
  • Музыкально-ритмические движения.Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.  
  • Но нельзя забывать и об игре. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые использует педагог в целях воспитания и обучения дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те качества и стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В жизни дошкольника игра занимает сильные позиции развивающей деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей. В современных условиях делается особый акцент на роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей, развитии умения самостоятельно добывать знания.Музыка является одним из эффективных выразительных средств языкового развития детей, организующим и руководящим началом. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера, чище и грамотнее становится речь.Разные виды музыкальных игр по-своему воздействуют на познавательно-речевое развитие дошкольников. Особое значение имеют дидактические игры, помогающие развить ритмическую, тембровую стороны речи, выразительность, память, внимание. Игры на развитие чувства ритма широко используются в коррекционной работе по устранению нарушений речи.Театрализованные игры позволяют сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей.В подвижных и хороводных играх создаются благоприятные условия для развития памяти, внимания, воображения.Игры-эксперименты дают детям возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы и добиваться результата.Все виды музыкальных игр способствуют уточнению знаний детей, расширению и активизации словарного запаса, усвоению значений слов как конкретного, так и обобщенного характера, умению использовать усвоенные слова в активной речи.Таким образом, музыкальные игры имеют огромное значение в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.Умение играть возникает у ребенка не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни, а в процессе приобщения к игре. Поэтому нужно учить детей играть. 
  •  Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. 
 

Индивидуальный план работы по самообразованиюна 2014-2015 г.г. 

Тема:«Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Обеспечение безопасности и здоровый образ жизни дошкольников» 


 

Сочинение«С книжных страниц на большой экран» 

А.Вознесенский «Авось» 

А.Рыбников «Юнона и Авось» 

Музыкальный руководитель 

 МБДОУ детский сад «Солнышко» 

 О. А. Деянова 

 

 Я тебя никогда не увижу, 

 Я тебя никогда не забуду. А.Вознесенский.

 

        Рок-опера "Юнона и Авось "-это мое любимое произведение в данном жанре. Почему? Это была первая советская рок-опера, которую, впрочем, из-за особенностей режима создатели - автор либретто Андрей Вознесенский и автор музыки Алексей Рыбников - отнесли к другому жанру, назвав ее современной оперой «Юнона и Авось». 

        Само словосочетание рок-опера звучит, пожалуй, привлекательно. Манит необычностью, необыденностью, непохожестью. Такие вот у него внутренние посылы. Может быть, это от понятий рок-музыка, рок-культура, которые сразу настраивают на «протестную волну». Впервые сам термин появился в 60-е годы 20-го века в Европе. Про ежа и про ужа… Вспомним весёлую загадку: что получится, если скрестить… Вот и с рок-оперой примерно такая же ситуация. Потому что к 60-70 годы музыкальная история жанра оперы насчитывала 370 лет, а рок-музыка, как стиль едва ли существовала более 20. Но видимо, рок-музыканты были очень смелыми ребятами, и брали в свои руки всё, что хорошо звучало. Вот и дошла очередь до самого консервативного и академического жанра: оперы. Потому что более далекие музыкальные явления, чем опера и рок-музыка трудно найти. Сравним, в опере играет симфонический оркестр, поёт хор, иногда есть балет, певцы на сцене разыгрывают некое сценическое действо и всё это происходит в оперном театре. А в рок-музыке — совершенно другой тип вокала (не академический). Электронный (микрофонный) звук, электрогитары, бас-гитара, электронные клавиши (органы) и большая ударная установка. И вся рок-музыка рассчитана на большие, часто открытые пространства. Действительно, трудно соединимые жанры. Надо сразу отметить, что серьёзная сюжетная основа и качественный литературный текст станут характерными признаками будущих советских и российских рок-опер. Создание репертуарной рок-оперы – дело очень трудное и требует кроме всего прочего большого таланта от автора музыки. Вот почему сегодня на сценах театров идут «старые» советские рок-оперы, включая «Юнону и Авось» А. Рыбникова, которую можно назвать одной из лучших российских (советских) рок-опер. 

        Содержание ее основано на реальных событиях. В основе сюжета – трагическая история любви русского графа и мореплавателя Николая Резанова и дочери испанского наместника Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо. Основная сюжетная линия правдива во всех вариантах, она берет начало с того момента, когда в 1806 году к берегам Калифорнии под флагом российского флота и под предводительством русского графа и камергера Его Императорского Величества пристали два брига – «Юнона» и «Авось». Содержание всего остального действия допускает разные, порой противоречивые толкования уже потому, что история стала поводом для создания многочисленных поэм, опер, балетов и просто искусствоведческих исследований. А художественное творчество предполагает разной степени погрешности перед истиной, в чем и признавался автор поэмы «Авось» Андрей Вознесенский. А в постановке театра Ленком, в творческом содружестве автора музыки Алексея Рыбникова и режиссера Марка Захарова произведение обрело свое постоянное название – «Юнона и Авось». Сорокадвухлетний государственный деятель и флотоводец, вдовец и отец двоих детей Николай Петрович Резанов, мечтающий о плавании к берегам Северной Америки, но получающий отказ за отказом, ищет заступничества у иконы Матери Божией и признается ей в своей неправедной страсти к ней как женщине. Богоматерь прощает его и обещает свое покровительство. Вскоре он и вправду получает от императорского двора высочайшее повеление отправляться к берегам Калифорнии, чтобы доставить продовольствие к русским колониям на Аляске. И вот бросают якорь в заливе Сан-Франциско русские корабли «Юнона» и «Авось». Содержание действия отныне развивается стремительно. На балу у дона Аргуэльо в честь прибывшей русской экспедиции граф знакомится с дочерью хозяина, 16-летней Кончитой. Здесь же он узнает, что дом Аргуэльо готовится к свадьбе юной Кончиты и молодого идальго Фернандо. Очарованный красотой девушки, Резанов тайком проникает в ее спальню, молит ее о любви и овладевает ею. 

«Белый шиповник, страсти виновник 

Он ей, смеясь, отдал, 

Листья упали на подоконник, 

На пол упала шаль…» 

        Голос Богородицы вновь нисходит к ним, и в душе Кончиты пробуждается ответная любовь. Но за свой проступок граф должен заплатить дорогую цену: оскорбленный Фернандо бросает ему вызов и погибает от его руки. Русская экспедиция спешно покидает Калифорнию. Резанов тайно обручается с любимой, поскольку совершить церковный обряд между невестой –католичкой и православным женихом было невозможно без специального разрешения папы Римского. Однако им не суждено больше увидеться. По пути Резанов тяжело заболевает и умирает под Красноярском. Кончита отказывается верить страшным известиям и ждет возлюбленного тридцать пять лет, после чего постригается в монахини (в постриге Мария Доминго) и заканчивает свои дни затворницей, чтобы со временем воссиять людям в образе Вечной Любви. 

        В Ленкоме постановка имела удивительно счастливую судьбу. На сценах многих стран показывали спектакль «Юнона и Авось», каждые гастроли неизменно было триумфальными. Не последнюю, если не первую роль играли безмерный талант, энергетика и харизма исполнителей главных ролей. В разное время роль графа Резанова играли Николай Караченцов, Дмитрий Певцов, можно увидеть в этой роли Виктора Ракова и других известных актеров. В роли Кончиты - Елена Шанина, Алла Юганова. В других ролях были заняты Александр Абдулов, Ирина Алферова, Лариса Поргина и другие. При всех достоинствах последующих составов дуэт Николая Караченцова с актрисой Еленой Шаниной, по отзывам большинства зрителей, так и остался непревзойденным по своей бешеной энергетике. Недаром хит жанра мюзикла «Я тебя никогда не забуду» в этом исполнении до сих пор не теряет популярности. КончитаАргуэльо умерла в 1857 году и была похоронена на монастырском кладбище, откуда ее прах был перенесен на кладбище Святого Доминика. Граф Николай Петрович Резанов в 1807 году был похоронен на кладбище городского собора Красноярска. Спустя почти два века, в 2000 году, на его могиле был установлен беломраморный крест, на котором с одной стороны читается: «Я тебя никогда не забуду», а на другой написано: «Я тебя никогда не увижу». 

Десять лет в ожиданьи прошло 

Ты в пути. Ты все ближе ко мне. 

Чтобы в пути тебе было светло, 

Я свечу оставляю в окне. 

Двадцать лет в ожиданьи прошло, 

Ты в пути, ты все ближе ко мне. 

Ты поборешь всемирное зло... 

Я свечу оставляю в окне. 

Тридцать лет в ожиданьи прошло, 

Ты в пути, ты все ближе ко мне. 

У меня отрастает крыло! 

Я оставила свечку в окне. 

А.Вознесенский.

 

 

Формирование выразительной речи на музыкальных занятиях посредством театральной деятельности. 

        Основным результатом моей деятельности как музыкального руководителя я считаю повышение степени заинтересованности воспитанников, активности их во время организованной и самостоятельной деятельности. Однако, нередко на утренниках и развлечениях при чтении стихов или выполнении какой – либо роли приходится слышать невыразительную речь детей. Это отразилось и в результатах диагностики в начале года. Таким образом, явными оказались проблемы недостаточной раскрепощенности детей, проникновения в суть образа, а также тусклая, невыразительная речь. То есть можно говорить о необходимости развития творческих способностей детей. 

        Театральная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и получая огромное эмоциональное наслаждение. 

        Беря на вооружение театрально-игровую деятельность в работе, хочется дать дошкольникам толчок к развитию их творческих способностей, возможность понимать художественный образ, научить с желанием выступать на публике. Выразительное исполнение стиха ( песни), требует развитие техники речи: дикции, дыхания, темпа, фразировки, расстановки акцентов. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов, упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др. 

        В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются короткие потешки и стихи А.Барто « Игрушки». В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Есть момент игрового действия. Эти особенности облегчают процесс запоминания. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Пение таких небольших попевок дополняется игровыми действиями, которые совершают дети, например, стихотворение А.Барто « Лошадка», дети изображают, как они едут на лошадке. 

        В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по восприятию текста произведения, по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, петь песни, пользуясь естественными интонациями. Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. 

        В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо ясно и выразительно исполнять текст, проявляя инициативу и самостоятельность. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. 

         Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, выступление даже в небольшой роли способствует раскрепощению и реализации творческих сил. Упражнения на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей песен, хороводов и игр помогает лучше овладеть своим телом, учат замечать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко излагать свои мысли и излагать их публично.